Центры паломничеств
Святые места

Монастырь Апа Бене

Описание Монастыря Апы Бене

Изучение христианского монастыря Apa Bane (Deir Abu Fana) дает нам очень интересные сведения о жизни отцов-пустынников в Египте. Древние тексты подробно рассказывают нам о их благочестии.

Монастырь Апа Бене

Многие древние источники, такие как - История Египетского Монашества (Historia Monachorum in Aegypto), Сказания Отцов (Apophtegnmata Patrum), Истории Palladius' Lausiac (история Lausiaca), и другие ссылаются на то, что человек по имени Benus или Banus (Бес), проживавший недалеко от Deir Abu Fana, может быть идентифицирован как Apa Bane.

Согласно Истории Египетского Монашества:
"Мы видели одного старца, который был милосерд более всех остальных. Его звали Benus и его братья утверждали, что ни клятвы и ни ложь никогда из исходили из его уст, так же они не видели его тратящим время в праздных беседах с кем-либо. Он прожил свою жизнь в глубокой тишине, всегда был смиренным, во всем он был человеком, который является ангелом. Его смирение было очень глубоко, он считал себя ниже остальных во всех отношениях. Мы попросили его побеседовать с нами и дать нам наставления о благочестивой жизни, но его скромность помешала ему сказать нам более нескольких простых слов ".

Известно так же, что Apa Bane родился в богатой семье в Мемфисе (близ современного Каира), но, будучи вдохновленным отшельниками, которых он посетил в Западной Пустыне, ушел в пустыню близь al-Ashmunain, чтобы жить жизнью отшельника,. Во время восемнадцатилетнего периода он постоянно стоял в темной келье, не принимая пищу, приготовленную руками людей. Он оставался стоять даже тогда, когда он спал, прислонившись грудью к специальной стене, построенной с этой целью. Он так же слезно молился с воздетыми вверх руками.

О примерах такого рода мы часто слышим, когда разговор заходит о ранних христианских временах, но найти физическое доказательство этих случаев редко возможно. Однако, в 1992 году останки Apa Bane и других монахов были найдены в гробнице, расположенной в подземном этаже под нефом погребального храма монастыря. Исследование его тело принесли особенно интересные результаты. Было подтверждено, что Apa Bane скончался в возрасте около сорока лет от болезни, которой он болел с самой юности. Его спина была полностью кальцинирована, что ограничивало его мобильность и которая практически лишила его возможности лечь спать в горизонтальное положение. Интересно, что это заболевание также объясняет, как его зовут, Bane, в переводе с коптского означает "финиковая пальма". Он будет стоять прямо, как дерево во все времена. Несмотря на все невзгода известно, что он рассматривал эту немощь как судьбу, дарованную ему Богом, и не воспринимал ее как болезнь.

Мы знаем, что Bane скончался вскоре после Феодосии, который предрек его смерть, и поэтому мы можем датировать его смерть около 395 н.э., и, соответственно его рождение около 355 н.э. Его репутация и его забота о больных и бедных, а так же чудеса, связанные с его могилой, обеспечили процветание обители, расположенной недалеко от города Эль-Мения в Среднем Египте. Монастырь процветал в 5-м веке. По описаниям "Аль-Рашид Абу аль-Фадль, и" Аль-Maqrizi мы можем себе представить монастырь, имеющий прекрасные строения из камня. В те времена он насчитывал более 1000 монахов, но к 7-ому веку монастырь представлял собой руины, оставленные последователями Apa Bane.

Мы не знаем причину смерти монастыря, хотя возможно этой причиной была эпидемия (чумы***) или, что более вероятно, монахи просто устали от их отчаянной борьбы против постоянно наступления песков пустыни на монастырь. Археологические исследования показали, что примерно с 6-го века, монахи вели отчаянную борьбу против наступавших на Монастырь песков пустыни. Вполне вероятно, что их усилия были напрасными, и постепенно они были вынуждены покинуть монастырь, оставляя его пустыне.

Руины монастыря простираются на достаточно широкой области, которая покрыта сорной травой и кирпичи. Всюду можно найти куски серого гранита и можно предположить, что когда-то на этом месте был древний храм.

До недавних археологических раскопок от монастыря оставалась только высокая секция монастырь на вершине небольшого холма, да небольшой монастырь построенный вокруг нее в средневековье. Позднее существование этого монастыря подтверждается историческими документами 13-ого и 15-ого веков (н.э). Так же Патриарх Феодосий II (13 век) был монахом этого монастыря.

Первоначально монастырь был построен на разных уровнях, что обусловлено холмистым рельефом региона. Сегодня большая часть зданий монастыря погребена под толстым слоем песка, который поглотил Монастырь.

Только святилище церкви, которая была посвящена Apa Bane, окруженная высокой кирпичной стены возведенной не столько для обороны в данном случае, сколько для прекращения наступления песков пустыни, было спасено. Первоначально святилище церкви, вероятно, построено в 6-м веке, но изменить в средневековье, когда новые монашеские общины поселились в монастыре. Вход в Церковь с севера. Внутри Церкви неф, два боковых прохода и святилище, имеющее форму трилистника. Справа и слева от святилища пространства разделены на 2 небольшие комнаты (всего 4 комнаты). Два ряда из пяти колон отделяют неф от проходов. Одиннадцатая колонка в центре западной части отмечает проход между ними. Он является оригинальным столбом первоначальной церкви, в то время как другие, возможно, заменены в ходе более поздних реставрации.

При постройке план святилища в форме трилистника был упрощен - апсиды его не полу круглые, а имеют более квадратную форму и меньше по размерам, чем основная апсида. Основная апсида украшена нишами и маленькими колонками. На изгибе центральной апсиды изображен большой крест богато украшенный мелкими геометрическими мотивами, эта роспись датируется 12-ым или 13-ым веками. Этот крест стал символом самого монастыря, который иногда называют Дейр аль-Salib, что по-арабски означает "Монастырь Креста". В самом деле, на внутренних стенах монастыря нарисовано множество красивых крестов, совершенно разных по форме и отделке, которые датируются средними веками.

В церкви была пекарня, а на южной стороне находится Баптистерий.

Лишь недавно австрийской группой археологов обнаружены новые здания монастырского комплекса, которые расположены к северу от здания церкви. К ним относится и Погребальная Церковь, в которой обнаружено тело Apa Bane, а так же тела других монахов этого монастыря. Это здание датируется 6-ым веком, но является лишь расширением предшествующего здания Часовни, возведенной в конце 4-ого или начале 5-ого века. Вполне вероятно, что она была построена специально для размещения мощей Apa Bane. Церковь была введена с южной стороны через narthex основной церкви , в ее западной части имелась лестница на верхнюю галерею. Внутри, она включала в себя очень большую комнату для ритуалов омовения, а так же трапезную. Сама Церковь имеет форму базилики с нефом, двумя проходами, которые соединены на западе так же как в основной церкви. У святилища есть апсиды, ниши и смежные комнаты с трех сторон.

Первоначально у этой церкви, вероятно, были только один неф и одна апсида. Когда она была построена, фундамент стены часовни были использованы в качестве stylobates (основание для ряда колон).
Интересно, что на южной стороне церкви в ходе раскопок обнаружили большую комнату, которая была тесно связана с погребальной церковью. В этой комнате находился источник. Эта комната была, вероятно, использована в ритуалах молитвы и похорон, в которых использовалась вода. Исторические источники приписывают такую практику только Apa Bane. На восточной стороне этого зала, были найдены останки трапезной, представляющей собой прямоугольное пространство около пятнадцати метров. Стол для приема пищи все еще различим в этой комнате.

Источник - http://copticmasr.narod.ru/COPTIC_MY/M_A_B.html

Паломнические поездки к Монастырю Апе Бене